Борьба в "Ночи" |
(статья опубликована в газете "Невское время" 17.10.2008 года)
Валентин Распутин и Людмила Разумовская на пути к православному театру «Странник»
В петербургском Православном театре «Странник» полным ходом идут репетиции спектакля «Ночь». Пьеса принадлежит перу режиссера и художественного руководителя театра Владимира Уварова. Он сел за пьесу после того, как сорвались одна за другой постановки в театре пьес Разумовской и Распутина.
Вначале выбор Уварова пал на произведение петербургского драматурга и писателя Людмилы Разумовской «Сад без земли», его привлекла православная «начинка» этой работы. Но режиссера не устроили слишком натуралистичные сцены грубой современной жизни, и он убрал добрую треть материала. Что и вызвало непонимание и неудовольствие Разумовской. Людмила Николаевна воскликнула: «Даже коммунисты так не вмешивались в мои произведения!» Компромисса Уваров и Разумовская не нашли, и идея постановки «Сада без земли» была похоронена.
Не согласился с переписанным финалом своей пьесы «Дочь Ивана, мать Ивана» советский классик Валентин Распутин. Жесткость ситуации Уваров оставил: женщина убивает азербайджанского парня за то, что тот надругался над ее дочкой, и женщине дают тюремный срок. Сын женщины Иван уезжает строить церковь, и в интерпретации Уварова главные герои приходят к прощению и примирению: отсидевшая в тюрьме мать Ивана просит сына помолиться в церкви за убитого ею человека и за себя. У Распутина финал более открытый - придет ли прощение? На самом ли деле мать Ивана раскается? Неизвестно...
Идея постановки пока не ушла окончательно - в ноябре Уваров с Распутиным будут встречаться в Москве и приходить к какому-то компромиссу.
В театре тем не менее в активной форме, полным ходом идут репетиции спектакля «Ночь» - премьера назначена на 16 ноября.
"Я написал эту пьесу, построив ее в чем-то и на собственных жизненных испытаниях. Хотя, как сказал Макс Фиш, писатель пишет не о том, что он пережил, а о том, что мог бы пережить, - рассказывает Уваров.
Пьеса вскрывает очень непростые взаимоотношения между Матвеем, его женой Марией и покончившей с собой Любушкой, любовницей Матвея. Любушка ни разу не появится на сцене - принципиальная установка Уварова, хотя будут то и дело всплывать образы из прошлого.
Самой мудрой и прощающей предстанет Мария. Ее играет Елена Станчиц, ведущая актриса театра «Странник». «Это идеал женщины, которой, быть может, нет на свете, но хочется, чтобы такая женщина существовала», - говорит Уваров. А самым мечущимся, неустоявшимся будет Матвей.
Матвей (его играют Николай Морозов и Сергей Галустянц) решает для себя главный вопрос: как соотнести справедливость милосердия Божьего с вопиющей жестокостью, которая происходит на земле?
"Я и сам сомневаюсь, борюсь с самим собой", - признается режиссер. - "Бывает, что нет ни сил, ни веры. Если бы я веровал, как должно, греха бы не допускал. Вот и молюсь, как один из героев моей пьесы: «Господи, верую, помоги моему неверию...»
Странника играет заслуженный артист России Валерий Пигаев, а его Душу - актриса Светлана Бакулина, та, что сыграла жену молодого Александра Невского в недавно прошедшем на экранах фильме «Александр. Невская битва». Светлана, прихожанка Успенского собора, узнала, что существует в Петербурге при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» православный театр, и попросилась работать сюда.
Елена Добрякова. "Невское время", 17.10.2008
Картина приносит владельцам ОДНИ НЕСЧАСТЬЯ
28 октября в драматическом театре «Странник» при храме на Цветочной улице - премьера спектакля "Портрет". В декабре его, а также спектакль «Раскольников» труппа представит на международном театральном форуме "Золотой Витязь" в Москве.В повести «Портрет» Гоголь отразил сущность православного искусства. Художник несет огромную ответственность за то, что делает. Искусство имеет определенное влияние на душу творца. Ему нужно жить, не потакая прихотям. Кому много дано, с того много спросится. В спектакле философском и отчасти мистическом мы и попытались передать идею повести, - говорит режиссер театра Владимир Уваров.
Герой повести - молодой талантливый художник живет в бедности. Однажды он купил завалявшийся в лавке портрет
ростовщика с демоническим взглядом. В раме за холстом оказались ассигнации на крупную сумму. Став в одночасье богатым, герой решает, что именно деньги и ремесло принесут ему славу, Он снимает роскошный дом и начинает рисковать портреты вельмож и портретики на заказ. К нему приходит