«Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».
Н.В.Гоголь

"Не опускайтесь до слащавости"

Статья опубликована в газете "Невское время"  12.09.2013

«Не опускайтесь до слащавости»

Сначала были радиоспектакли. Первый из них появился в эфире Православного радио Санкт-Петербурга в 2004 году. За последующие три с лишним года было создано ещё около двух десятков спектаклей. Профессионалы и радиослушатели признали проект интересным и нужным. А актёры, участвовавшие в постановках, – среди них были Иван Краско, Пётр Вельяминов, Николай Трофимов, Александр Лыков, Дмитрий Быковский – подходили к режиссёру Владимиру Уварову и то ли советовали, то ли спрашивали: мол, не пора ли браться за создание нормального «живого» театра…

В апреле 2007 года в мансарде, расположенной над храмом Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (храм находится на территории завода АТИ), состоялась первая премьера Петербургского православного драматического театра «Странник» – зрителям показали «Раскольникова». И сразу же этот спектакль получил диплом за режиссуру на Театральном пасхальном фестивале, организованном Александро-Невской лаврой. Позже был поставлен гоголевский «Портрет», инсценированы сказки для детей «Аленький цветочек» и «Волк в мешке». Петербургский писатель Дмитрий Орехов написал для «Странника» пьесы «Свидетель» и «Профессор держит слово», Людмила Разумовская сделала инсценировку своего известного романа «Русский остаток». Нынешний, седьмой сезон театр заканчивал двумя премьерами – «Бал. Бесы» и «Бредущие во тьме». Первая из них – драматическая инсценировка знаменитого романа Достоевского, вторая – инсценировка произведений Мориса Метерлинка.

После знакомства с репертуаром «Странника», состоящим из произведений вполне светского характера и сопоставимым с репертуаром любого другого драматического театра, невольно возникает вопрос: почему православный? Чем он от других отличается?

– К окончательному решению нас подтолкнул Андрей Толубеев, – говорит директор, художественный руководитель «Странника» Владимир Уваров. – В своё время в одном из интервью он сказал, что неплохо бы в городе создать православный театр. А мы как раз тогда думали, спорили о том, каким должен быть наш театр. Так вышло, что Андрей Толубеев, сам того не ведая, помог нам. Его высказывание совпало с нашими желаниями… Тогда же, помимо прочего, решили ввести в название театра слово «православный». Нам хотелось, чтобы зрители с самого начала понимали: у нас не будет чернухи, нецензурщины, сальных двусмысленностей. Впрочем, дело, конечно, не в названии. Когда мы берёмся за постановку какого-либо произведения – классического или современного, – мы стараемся выявить его христианскую сущность. Это главное. Мы – за утверждение на сцене православной нравственности.

– Для театра заявить высокие и благородные цели – это, наверное, немало, – говорю худруку «Странника», – но, согласитесь, свою состоятельность он должен доказывать на сцене, не так ли?

– Тут не о чем и спорить. Я, например, хорошо помню одну из встреч с Николаем Бурляевым на фестивале «Витязь». Он мне тогда сказал: «Только не опускайтесь до слащавости, до неправды. Знаете, когда на сцене все такие хорошие, правильные слова говорят… Тут же – и свечечки, и иконочки…» 

Ещё в те времена, когда Владимир Уваров размышлял о том, каким должен быть новый театр, он решил: «Будет антреприза». Но прошедшие годы внесли коррективы. Постепенно, можно сказать, естественным путём вокруг «Странника» образовалась группа актёров, которые были постоянно заняты в репетициях, спектаклях. Сегодня это полноценная театральная труппа, состоящая из четырёх десятков профессионалов – разных возрастов, разных биографий. О каждом из них можно было бы рассказать много любопытного, но люди, мало осведомлённые о работе театра, прежде всего спрашивают Владимира Уварова: «Все ваши актёры верующие? Вы только верующих берёте?» Худрук терпеливо отвечает на эти простодушные вопросы:

– Мы всё же приглашаем человека участвовать не в храмовом действе, а в театральном, – говорит он. – Не все у нас воцерковлённые, есть и такие, кто только ищет дорогу к храму. И, конечно, строгого отбора нет. Просто атеист сам не придёт к нам, а придёт – так долго не выдержит. Ему будет просто неинтересно. А если останется, то он к тому времени не будет уже атеистом.

Не зря, конечно, появляются «простодушные» вопросы. Ведь «Странник» – первый в Петербурге православный драматический театр. А к новому всегда относятся как минимум с настороженностью. Легко ведь представить такую ситуацию, когда атеист, услышав о православном драмтеатре, откажется от его посещения, решив, что вместо спектакля ему предложат проповедь. А верующие люди – немалая часть из них – к любому театру относятся с опаской, не всякий пойдёт даже в православный.

Профессионалы, работающие в «Страннике», хорошо понимают своеобразие и сложность положения, опыт прошедших лет подсказывает, что и впереди их ждут немалые трудности. Но что с того – театр-то состоялся! Репертуарный театр. Он создаёт новые спектакли – за семь лет выпущено 11 премьер, он гастролирует, участвует в международных фестивалях… А трудности? Так никто «Страннику» лёгкого пути и не обещал.


"Невское время"  12.09.2013

 

Картина приносит владельцам ОДНИ НЕСЧАСТЬЯ

28 октября в драматическом театре «Странник» при храме на Цветочной улице - премьера спектакля "Портрет". В декабре его, а также спектакль «Раскольников» труппа представит на международном театральном форуме "Золотой Витязь" в Москве.

В повести «Портрет» Гоголь отразил сущность православного искусства. Художник несет огромную ответственность за то, что делает. Искусство имеет определенное влияние на душу творца. Ему нужно жить, не потакая прихотям. Кому много дано, с того много спросится. В спектакле философском и отчасти мистическом мы и попытались передать идею повести, - говорит режиссер театра Владимир Уваров.

Герой повести - молодой талантливый художник живет в бедности. Однажды он купил завалявшийся в лавке портрет

ростовщика с демоническим взглядом. В раме за холстом оказались ассигнации на крупную сумму. Став в одночасье богатым, герой решает, что именно деньги и ремесло принесут ему славу, Он снимает роскошный дом и начинает рисковать портреты вельмож и портретики на заказ. К нему приходит

© 2012 Православный Театр Странник | Сайт
Наверх